nikarios (nikarios) wrote,
nikarios
nikarios

Categories:

История моего моделизма.

Все началось, насколько я помню, с этой папиной книги, которая у меня сохранилась:



В ней были душевные снимки танков, которые запали мне в душу (выложил не все развороты):








Мой папа увлекается военной историей, Гражданской войной в России, униформами солдат всех времён. У него целая армия покрашенных оловянных солдат, которые сделал он сам (папа ещё и художник). Вот он и решил для меня сделать модели из бумаги и картона по нескольким фотографиям (тогда, в конце 90-х годов, не так просто было достать информацию о танках, даже в библиотеках, тем более в таком небольшом городе). Всего было сделано четыре: Т-26, M3 Lee (тогда мы по ошибке называли его Grant), Pz.Kpfw.VI Ausf.H Tiger, несколько позднее появился и A27M Cromwell. Был начат ещё Churchill, но сделан только корпус. Некоторые модели сильно пострадали от падений, особенно "Тигр". И им все же не меньше 16 лет. Масштаб 1:35, но это условно.

У Т-26 башня не вращалась, и она была заметно уже, чем должно быть, а начиная с M3 Lee, башни стали вращающимися:




Наиболее сильно пострадавший от падений Tiger, у него с обеих сторон разбита ходовая часть и утеряна часть катков, и Cromwell, наилучшее творение с точки зрения покраски и копийности (т.к. уже делалась по схемам из одного журнала):




И все вместе:




Ещё были такие, один, видимо, Pz.Kpfw.III, а другой Maus, на заднем плане. Возможно, они самые первые модели, сделанные папой. Они по габаритам чуть больше спичечной коробки, т.к. основой была она:




А потом мне подарили эту книгу, которая окончательно привила мне любовь к танкам. Там такие прекрасные иллюстрации:




А т.к. я любил делать вещи своими руками, то тоже из бумаги и картона создавал модели грузовиков и танков. Это будто дальнейшее развитие тяжёлого танка, Tiger III:




А это попытка сделать ИС-2 по одной только иллюстрации из книги. Гусеницы и покраску сделал папа:




Потом я стал покупать наборы моделей, в основном, фирмы "Звезда", какие были доступны в городе Зеленодольск (в 40 км от Казани). Это было примерно в конце 1990-х годов. Я их просто собирал, не зная, что модели могут быть неточными в плане копийности (интернета-то не было, как и книг и журналов доступных). Красил их папа (т.к. он не доверял мне аэрограф с компрессором от холодильника, да и мал я слишком был). А в конце лета 2002-го года я с мамой переехал в Санкт-Петербург, и продолжил собирать модели на свои карманные деньги. А потом приезжал каждое лето к папе с одной-двумя коробками с собранными моделями на покраску, и так продолжалось несколько лет, пока мне это не надоело. Купил мини-компрессор и дешёвые аэрографы и стал красить. Получалось не очень из-за низкого качества аэрографов и невысокой мощности мини-компрессора. Покраска ещё долго была проблемной стадией, поэтому я старался подольше до этого не доходить, ожидая более лучших возможностей.

Конечно, я посещал музеи или парки Победы, где стояли танки, но сильно этим не увлекался. Вообще, я тогда любил посещать разные музеи. Вот этот снимок лета 2003 года был сделан в парке имени 30-летия Победы в Краснодаре:




Это уже в Санкт-Петербурге действо, примерно 2003-2005-е годы:




А это попытка снять так, будто это по-настоящему. Понятное дело, что пленочным фотоаппаратом со слабым зумом нормально заснять было нельзя, поэтому у меня так и не вышло:




Потом для себя обозначил, что меня интересовала бронетехника Первой и Второй мировых войн, послевоенная уже слабо. Из кораблей интересовали только российские времён Русско-японской войны (на эту тему делал большой школьный реферат около сорока страниц, оригинал взяли на какую-то Олимпиаду). Но моделей кораблей нет, т.к. разные масштабы, да и денег на всё не могло хватать. А самолёты - тоже очень слабо, в основном, нравились конструкции Первой мировой войны. Из современного ярко нравились лишь МиГ-29 и F/A-18 Hornet двухместный (он мне полюбился после просмотра фильма "В тылу врага" 2001-го года). Почему мало интересовала современка? Потому что принципиально и танки, и самолёты уже мало отличались друг от друга, а меня привлекало именно разнообразие конструкций с эстетической точки зрения. Собственно военной историей тогда более-менее интересовался, сейчас уже много лет очень слабо, только конкретные бои с участием танков. Сейчас интересует только история мирового танкостроения, в основном, черпаю знания из статей yuripasholok, т.к. ему доверяю в плане достоверности информации (в отличие от остальных, например). И у него реально можно узнать что-то новое.

А это такая неполная коллекция на конец 2007 года (т.к. часть была в коробках), после переезда в новый дом в этом же месяце:




Потихоньку собирал, иногда один-два раза в год, и были времена, когда почти год ничего не собирал, т.к. были учеба и прочие дела. Был даже период, когда собирался бросить это увлечение, но, к счастью, до этого не дошло. Периодически на меня находит ощущение, что я занимаюсь ерундой. С определённой точки зрения это так и есть, но если увлечение реально очень нравится (а это очень сильное увлечение, одно из немногих подлинных радостей в жизни), то почему я должен лишать себя такого удовольствия? Тем более конечные планы у меня серьёзные: хочу открыть домашний музей истории танкостроения, где в качестве экспонатов будут как раз модели почти всех стран, сколько успею собрать. Либо передать в государственный музей подходящей тематики, жаль ведь будет, если добро, на которую потратил столько времени, сил и средств, может быть утеряно совершенно впустую. Помимо этого, у меня есть огромный архив электронных фотографий, видео и литературы, где всё, по возможности, каталогизировано (это уже 230 000 штук или 209 Гб, и архив продолжает пополняться). Есть ещё один серьёзный проект, который я собираюсь реализовать в ближайшие годы, пока раскрыть детали не могу.

Сначала я просто собирал модели. Потом научился собирать качественно. Потом стал иногда дорабатывать детали. И с определённого времени, без особой причины, вдруг стал дорабатывать на серьёзном уровне, весьма неплохо преуспев в этом. Т.е. на данный момент я могу решать сложнейшие ювелирные задачи, почти любые. Потом сами в этом убедитесь. А потом научился и красить качественно. Другое дело историческая достоверность окраски, тут, боюсь, у меня идеально не будет никогда, т.к. не знаю, как выглядит тот или иной цвет у той или иной нации в камуфляже. Главное то, что модель, по возможности, будет отображена максимально копийно с точки зрения матчасти. Масштаб у меня всегда был 1:35, потому что я считаю, что это идеальный вариант для рассматривания модели и хранения. Всё видно и не так уж много места занимает. Модели масштаба 1:48 и тем более 1:72 рассмотреть почти невозможно, слишком мелкие. А более крупные попросту незачем, не говоря уже о том, что хранить их негде. А хочется ведь собрать как можно больше танков, что были построены в мировом танкостроении.

9-го мая 2015 года на параде на Тверской улице я впервые увидел Т-90 и Т-14 "Армату", ну и прочую технику:






В июле 2015 года впервые написал более-менее серьёзную статью о постройке модели. Она будет доработана, когда будет доработана сама модель. Это в связи с появлением новой информации, вполне окончательно поставивший точку в одном вопросе. И буду продолжать делать подобные статьи. В будущем собираюсь участвовать на местных модельних выставках.

2016-й же год стал феноменальным для увлечения танками. В январе и далее периодически я и иногда близкие люди были на реконструкциях боев и танковых фестивалях, которые проходили в Ленинградской области. Именно на них я впервые увидел танки времён ВОВ в движении, и покатался даже на них (пускай они все были репликами, но достойно выполненными). Я о них писал уже в этом блоге. В июне немного пообщался с директором будущего музея "Битва за Ленинград" во время военно-патриотической акции "Мы насмерть стояли у стен Ленинграда". 17 июля исполнилась моя старая мечта - посетить Кубинку. Только потом узнал, что нам крупно повезло - примерно треть экспонатов уже через неделю были перевезены в парк "Патриот". Да и тогда M4A4 Sherman и ИСУ-152 были на трейлерах на парковке, а часть танков и самоходок уже отсутствовала. Немецкий ангар был в некотором беспорядке, что позволило нам наснимать много себя на фоне почти всей немецкой бронетехники, а также заснять наиболее труднодоступные и практически неизвестные никому детали танка Pz.Kpfw.I Ausf.F, над чьей моделью от HobbyBoss я бился с трудом.





А в Крыму впервые сделал фотообзор самоходки-памятника СУ-100, в Алуште. А потом ещё девять в Казани и Зеленодольске. Решил отснять, потому что до меня никто так и не удосужился это сделать. С тех пор периодически стал делать полноценные серьёзные фотообзоры с хорошим качеством и для себя, и для всех нуждающихся. Это довольно трудное занятие, однако, интересное! Например, благодаря съёмкам в казанском парке Победы, я понял, что танк Т-90, по сути, вершина совершенства конструкции Т-54 и Т-55. Т.е. получается последовательное развитие Т-54/55 -> Т-62 -> Т-72 -> частично Т-80 (все же несколько немного другой танк, но общие черты есть) -> Т-90, и дальше уже некуда было развивать конструкцию. Дальше имел смысл создавать новый полностью с нуля, что так и сделали, в виде Т-14 "Армата". А в сентябре я впервые увидел Т-34 со штампованной башней в движении. Нечасто же в жизни перепадает такая возможность!

В октябре в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве встретил неожиданно Юрия Пашолока, хоть и знал, что он там периодически бывал. Потом сделал фотообзоры на всю бронетехнику Ленино-Снегиревского военно-исторического музея, хотя изначально делать этого не собирался.

Таким образом, я видел настоящие танки почти каждый месяц этого года. Они меня всегда радовали своим видом. Все же я должен разъяснить кое-что важное, чтобы вы понимали (хотя после объяснения как раз можете меня начать считать сумасшедшим). Сейчас я отношусь к своим моделям как к своим детям, которые всегда меня радуют. Потому что я вложил немало души в них, как трудно я их ни собирал. Это вполне логично. А к настоящим я испытываю одновременно и подлинную радость, и боль. Радость от того, что я их вижу. Я танки воспринимаю как живых существ, как детей, которые вынуждены делать под руководством людей плохие вещи, потому что их изначально для этого и создавали. От этого боль. Они ведь тоже чувствуют это. И тем более это чувствуют, имея пробития или вмятины. А ещё напоминание о том, ЧТО все же НЕ НУЖНО делать. Убивать, воевать, непонятно за что. Сколько погибло, сколько пережили и с чем жили умершие и живут ещё живые. Всякие "георгиевские" ленты, всякие марши относительно ерунда, если это происходит лишь иногда в году. А я помню почти каждый день о том, через что прошли наши люди, через что другие прошли. Понятно, что мало тупо помнить, надо ещё, например, помогать ветеранам (то, как наше государство их "благодарит" - я откажусь от комментариев), реставрировать бронетехнику тех времён (пока у меня это не получается, но буду стараться всё равно), наконец, донести до людей о том, что нужно давно прекратить вообще воевать и убивать и начать жить по-человечески. И я уже говорил об одном пока секретном проекте.

Таким образом, для меня моделизм одновременно изучение конструкции танков, любование ими с эстетической точки зрения, и память о том, что было и людях, всё это переживших.

Спасибо за внимание!

P.S. Жирно выделенные слова - это ссылки, если что.

И огромное спасибо quadrocat за корректировку текста!
Tags: история, модели, моделизм, моя жизнь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments